Нефть Победы

Великая Победа ковалась не только на передовой, но и в тылу, в том числе на Северном Сахалине. В крайне сложных условиях здесь ударными темпами шло важнейшее для страны строительство первого нефтепровода на материк.

Сахалинские нефтяники работали под лозунгом «Больше нефти для наших боевых кораблей, танков и самолётов!», каждый третий был стахановцем или ударником труда. Добыча чёрного золота неуклонно росла: за 1941-1945 годы было получено более 2,4 миллиона тонн, что в 2 раза больше, чем до войны. В первое время доставка нефти на материк осуществлялась водным транспортом, который не справлялся со всем объёмом. Стало очевидно, что необходим нефтепровод.

Прокладка нефтепровода получила название «Стройка №15». Самый сложный участок протяжённостью примерно в 8 километров прошёл по дну пролива Невельского от мыса Погиби до мыса Лазарева. Эксперты фашистской Германии, получая разведданные об этой сахалинской стройке от своих союзников японцев, считали осуществление проекта невозможным.

В июле 1943 года трубопровод заработал на полную мощность, обеспечив бесперебойные поставки нефти с Сахалина.